Как обеспечить дополнительное финансирование культуры, спорта…

Известно, что для реализации социально-значимой деятельности требуется дополнительное финансирование и поддержка. Государственные и муниципальные учреждения имеют бюджетное финансирование, но в ограниченном объеме: на зарплату и коммунальные расходы. На развитие деньги приходится  зарабатывать или собирать. Но так сложилось, что нужная обществу деятельность, такая как: научные открытия, спортивные достижения, охрана окружающей среды и многие-многие другие не окупает себя. Как обеспечить дополнительное финансирование сферы искусства и здравоохранения, средств массовой информации и др.?

Как обеспечить дополнительное финансирование

Хочу обратить внимание, что в новом видео курсе: Источники негосударственных внешних ресурсов: как получить помощь речь идет именно об источниках, то есть об организациях и лицах, готовых оказать безвозвратную помощь. Знать, «где деньги лежат» хорошо, но недостаточно. Нужно, чтобы деньги и другие ресурсы из этих источников поступали к вам, как дополнительное финансирование и возможность реализовать свою деятельность. В данной статье, рассмотрим процесс по сбору средств с точки зрения организации фандрайзинга.

Для начала – на бытовом примере. Каждый из нас, кроме того что является членом какой нибудь организации и выполняет должностные обязанности, в жизни обычный человек. Мы все чьи-то дети, внуки, мужья, жены, родители, бабушки и дедушки. И все мы занимаемся хозяйственными делами, дарим свое внимание и любовь близким людям.

Например, я умею шить практически все и для этого у меня есть швейная машинка. Но если я возьму на себя обязанности по обеспечению семьи текстильной продукцией: одеждой, постельным бельем, банными принадлежностями и т.п., то у меня не останется времени на другие семейные обязанности, личное развитие, отдых, любовь. Поэтому я могу выбрать другой способ решения этой задачи:

  • покупать готовую одежду и прочий текстиль. В этом случае мне нужны: деньги и время для похода по магазинам;
  • нанять портниху. В этом случае мне нужно еще больше денег для покупки готовой продукции и оплаты труда портнихи. Но при этом у меня появится свободное от магазинов время, которое я могу посвятить зарабатыванию денег;
  • стать знаменитостью. Тогда брендовые магазины и кутюрье будут сами мне предлагать свою продукцию с целью рекламы. В этом случае, я должна отбросить все, что не касается моего профессионального роста, посвятить свою жизнь карьере, чтобы стать знаменитой личностью.

Как видите, решить одну и ту же бытовую проблему можно несколькими способами: сделать самому, привлечь другого и оплатить его услуги, создать условия, при которых за нас будут делать другие, да еще и приплачивать за это . Что выберите вы?

Итак, обеспечить дополнительное финансирование можно следующими способами: спонсорство и фандрайзинг

  1. Заниматься фандрайзингом самому.
  2. Создать собственную службу фандрайзинга.
  3. Привлечь инвестора.
  4. Аутсорсинг фандрайзинговых услуг.

На мой взгляд, четвертый способ – аутсорсинг – самый привлекательный. Вы заключаете договор со сторонней организацией или специалистом по фандрайзингу и он ищет для вас дополнительное финансирование . Фандрайзер приносит вам денежки на блюдечке с голубой каемочкой, а вы ему отчисляете проценты.

Аутсорсинг фандрайзинговых услуг

Есть организации, как правило, рекламные и PR-агентства, которые предлагают услуги по привлечению для вас спонсоров. В моей практике были случаи, когда организации и специалисты мне предлагали найти спонсоров для чемпионатов, фестивалей, издания книги  и других нужд. Я всегда соглашалась на максимально выгодных для исполнителя условиях. Но ни разу за 16 лет никто не привел мне ни одного спонсора.

Поэтому особенно не рассчитывайте на дополнительное финансирование со стороны третьих лиц. Во всяком случае, не расслабляйтесь, а рассмотрите другие способы привлечения средств. Выбор способа зависит от следующих факторов:

  • как часто вам требуются дополнительные средства;
  • какая сумма вам требуется для реализации своей деятельности.

Самостоятельный поиск средств

Заниматься фандрайзингом самостоятельно могут те, кому нужны средства для реализации собственной деятельности. Например:  спортсмены, художники, писатели, артисты, руководители небольших объединений, технических кружков, творческих коллективов и авторы проектов.

Такие получатели, как правило, довольствуются разовой помощью, нерегулярными поступлениями, небольшими суммами. А все потому, что многие из них не имеют для поиска средств свободного времени и не обладают необходимой квалификацией. Поэтому если вам требуется постоянное дополнительное финансирование и крупные суммы, то такой способ вам не подходит.

Привлечение инвесторов

Потенциально успешных соискателей находят имрессарио, продюсеры, администраторы. Если вы занимаетесь творческой деятельностью, то такой партнер обеспечит полное или дополнительное финансирование и успех вашей деятельности. В чем кроется залог успеха? В том, что отношения с таким партнером строятся на принципах инвестирования. И имейте ввиду, что инвестирование не имеет отношение к спонсорству и благотворительности, регулируется другими законами.

Создание собственной службы фандрайзинга

Создание такой службы целесообразно в организации, которой требуется регулярное дополнительное финансирование и систематическое поступление средств. Если требуются дополнительные средства, то с этой задачей справятся небольшая группа специалистов. Если организация вообще не имеет бюджетного финансирования (государственного) и других доходов, полностью осуществляет деятельность на привлеченные средства, то необходимо выделить эту функцию в отдельное направление деятельности организации с соответствующим штатом.

В небольшой организации функцию фандрайзинга можно поручить одному человеку, который работает в вашей организации. При этом он должен быть универсальным специалистом, который умеет искать и работать с информацией, обладает коммуникативными навыками и культурой, ориентируется в правовых, экономических и финансовых вопросах, связанных с привлечением ресурсов, их использованием и учетом.

На мой взгляд, создание собственной службы фандрайзинга – это самый оптимальный, экономически эффективный и стратегически грамотный способ получить дополнительное финансирование и решить финансовые проблемы.

Главное преимущество сферы культуры, спорта, образования: массовость. Проводите массовые мероприятия и демонстрируйте спонсорам свою привлекательность. О том, как найти спонсора на мероприятие, читайте здесь.

Какой способ привлечения средств выберите вы и почему? Буду рада узнать ваше мнение. Оставляйте комментарии, обсудим!

Преподаватель-эксперт в области прикладных социально-экономических программ Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Директор специальных и краудфандинговых проектов Российского агентства развития информационного общества. Руководитель нескольких интернет-проектов под брендом Эксперт BTL.
Нет комментариев

    Оставить отзыв