Приживется ли фандрайзинг в России

нко фандрайзингПочему фандрайзинг в России не столь популярен, как на Западе? Может быть потому, что наши некоммерческие организации не нуждаются в дополнительном финансировании. А может из-за того, что заморским технологиям фандрайзинга не подходит наш климат? Будет ли развиваться фандрайзинг в России – на этот и другие вопросы мы получим ответ, изучив историю фандрайзинга.

Приживется ли фандрайзинг в России

История фандрайзинга в мире

Слово «фандрайзинг» в переводе с английского означает «сбор средств». Фандрайзинг, как система получил свое развитие в конце 19 начале 20 века в США. В то время наряду с государственным и частным появился третий, некоммерческий сектор. Некоммерческие организации (НКО) стали заниматься решением социальных проблем, до которых у государства не «доходили руки», а у бизнеса не было коммерческого интереса. В поле зрения третьего сектора попали права трудящихся, здоровье и образование населения, социальные услуги, охрана окружающей среды, развитие демократии и гражданского общества.

Основным источником финансирования НКО были и остаются частные пожертвования. В свою очередь государственные органы не остаются в стороне и стимулируют активность доноров налоговыми льготами.

Как не парадоксально это звучит, но финансовые кризисы в экономике государств Европы и США – с одной стороны, и рост уровня занятости населения в некоммерческом секторе – с  другой, положительно отразились на становлении фандрайзинга как системы привлечения средств.

В середине 80-ых годов 20 века фандрайзинг окончательно выделился в самостоятельный вид управленческой деятельности. Первоначальная цель фандрайзинга – сбор денег отошла на второй план. Целью современного фандрайзинга является обеспечение НКО в частности и общественно-значимой деятельности в целом денежными средствами и другими ресурсами. По фандрайзингу издаются книги, проводятся исследования, научно-практические конференции и семинары. В результате НКО получают существенную финансовую, правовую и методическую поддержку.

Как появился фандрайзинг в России

Революции, войны, неоднократная смена общественно-политического строя, экономические реформы. После перестройки в России почти одновременно появились второй частный и третий некоммерческий негосударственный сектор экономики. Независимые от государства молодые НКО получали поддержку из-за границы. Но ввиду неразвитости гражданского общества, деятельность негосударственных НКО не сыграла существенной роли в решении социально-значимых задач. А после принятия в 2012 году закона, приравнявшего большую часть негосударственных НКО к иностранным агентам, третий сектор видимо не скоро выйдет на авансцену российской экономики.

С другой стороны, в наследство от СССР современной России досталась огромная сеть учреждений соцкультбыта, переданных в государственную и муниципальную собственность.  Как и прежде эти учреждения решают основные задачи по здравоохранению, социальной защите, занятости, образованию населения. Именно здесь работает значительная часть населения, занятая в некоммерческом секторе. Ежегодное сокращение бюджетного финансирования перед ними ставит те же задачи, что и перед другими НКО: сбор средств на обеспечение собственной деятельности, выполнение работ и оказание услуг населению «в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах».

Итак, в настоящее время в Российской Федерации существуют более 30 видов и форм некоммерческих организаций. К ним относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, союзы и ассоциации, частные, государственные и муниципальные учреждения. Объединяет ли их что-нибудь с третьим сектором Европы и США? Да, потребность в деньгах и общая цель: решение социальных проблем. Но существенные различия в истории развития некоммерческих организаций делает невозможным автоматическое заимствование технологий западного фандрайзинга.

Приживется ли фандрайзинг в России и в какой форме? На мой взгляд, это зависит от того, как будет развиваться некоммерческий сектор. Если по пути независимости от государства, то лет через сто степень развития социальной сферы достигнет уровня западных стран. Если государство продолжит регулировать НКО , то нам надлежит разработать новые технологии фандрайзинга прежде, чем социальная сфера попадет на социальное дно. А пока российский фандрайзер  работает в других экономических условиях, о новых технологиях фандрайзинга думать рано.

Преподаватель-эксперт в области прикладных социально-экономических программ Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Директор специальных и краудфандинговых проектов Российского агентства развития информационного общества. Руководитель нескольких интернет-проектов под брендом Эксперт BTL.
Нет комментариев

    Оставить отзыв