Оперативный или проектный фандрайзинг – куда направить усилия

Во время консультирования и преподавания мы нередко сталкиваемся с ситуацией, что клиенты и слушатели не совсем правильно понимают термин «фандрайзинг». Проверьте, пожалуйста: мы говорим с вами об одном и том же? Кто занимается фандрайзингом, кроме НКО?

Оперативный или проектный фандрайзинг – куда направить усилия

Первое с чего бы я хотела начать это перевод. Потому что у термина несколько определений, с точки зрения экономики, менеджмента, маркетинга, социологии, психологии и других, как фундаментальных, так и прикладных наук. А дословный перевод позволяет понять сущность этого явления. Итак, фандрайзинг состоит из двух слов. Первую часть можно перевести как: фонд, поднимать, повышать, вторую – как финансирование.

Что такое фандрайзинг

Современное определение термина указывает на три признака фандрайзинга:

  • привлечение дополнительного финансирования,
  • на цели, не связанные с извлечением прибыли,
  • которые организация не может заработать сама.

Кому нужен фандрайзинг

Всем, кому нужно дополнительное финансирование. Подчеркиваю: дополнительное. Это значит, что у вас есть другой – основной источник финансовых ресурсов, например, средства учредителей. Чаще всего с термином «фандрайзинг» связывают деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций. Но дополнительное финансирование нужно и бюджетным организациям, и общественным деятелям, и другим некоммерческим проектам в области культуры, непрофессионального спорта, образования, благоустройства, экологии. И многих других общественно полезных некоммерческих видов деятельности.

Признаки фандрайзинга

Оперативный или проектный фандрайзинг

В первом случае собираемые средства направляются на осуществление текущей деятельности организации, во втором – для реализации конкретного проекта. Напомню признаки проекта: ограниченный срок реализации, от нескольких месяцев до нескольких лет. Максимум – 5 лет. Проект направлен на решение узкой задачи, имеет ограниченные ресурсы.

Проще всего найти деньги для реализации проекта, чем деятельности организации в целом. Доноры хотят видеть конечный результат в обозримом будущем. Создавайте проекты!

Универсальные требования к проектам

Приведу в пример, условия участия в Программе поддержки проектов социального предпринимательства «Технологии возможностей».

  1. Проблематика (Опишите какую проблему решает Ваш проект? По возможности включите статистические, аналитические данные):
  2. Социальная цель должна быть: 
    • специфичная (цель должна соответствовать сфере реализации проекта);
    • конкретная (не допускать нечетких или двусмысленных формулировок);
    • измеримая (т.е. результаты достижения цели можно проверить);
    • достижимая (т.е. цели можно достигнуть за срок реализации проекта).

  3. Задачи должны представлять собой список конкретных шагов, совокупность которых и позволяет достигнуть цель.
  4. Товары/продукты/услуги.
  5. Описание товаров (продуктов) или услуг, подробно.
  6. Спрос (целевая группа клиентов) (Кто является основным покупателем? Кто еще может стать потенциальным покупателем?).
  7. Анализ рынка (Мировые и отечественные конкуренты и аналоги, укажите смежные товары/услуги).
  8. Текущая стадия проекта.
  9. План финансирования (Укажите общую стоимость проекта, необходимое финансирование, в том числе возможные источники и виды финансирования).
  10. Самоокупаемость проекта (Опишите, каким образом Ваш бизнес-проект выйдет на самоокупаемый уровень и при каких ключевых условиях).
  11. Сведения о команде проекта (для всех участников).
  12. Наличие научного руководителя.
  13. Дополнительные материалы.
  14. Укажите все материалы и документы, которые вы направляете вместе с заявкой. Вы можете направить бизнес-план, презентацию, резюме проекта и участников, раздаточный и иллюстративный материал, статьи, фотографии, видеоролики и пр. Требования по формату файлов: DOC, RTF, TXT, PDF, XLS, PPT – для документов, JPG, PNG – для графики, видеоролики необходимо загрузить на публичный видеохостинг, либо предоставить ссылку на интернет-страницу, где видеоролик размещен на постоянной основе. В почтовой переписке общий размер пересылаемых вами материалов не должен превышать 6 МБ, в противном случае используйте публичные или частные сервисы для обмена файлами.

Читайте далее: сколько получает фандрайзер в России за свою работу или смотрите вебинар для слушателей астраханского учебного центра Garing Фандрайзинг: «Технологии. Возможности. Эффекты»

Преподаватель-эксперт в области прикладных социально-экономических программ Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Директор специальных и краудфандинговых проектов Российского агентства развития информационного общества. Руководитель нескольких интернет-проектов под брендом Эксперт BTL.
Нет комментариев

    Оставить отзыв