Географическое сегментирование рынка О том, какому спонсору нужна Ваша идея

Географическое сегментирование рынка  – это выделение группы потенциальных потребителей по географическим признакам.

Если Вы читаете эту статью, значит, у вас родилась потрясающая идея и Вы нашли единомышленников, которые готовы поддержать Вас в том, чтобы вдохнуть в эту идею жизнь. Возможно, что это будет какой-то новый товар или услуга, назовем его просто продуктом. Прежде чем бежать к спонсорам, хорошо подготовьтесь: разработайте предложение, от которого они не смогут отказаться.

Географическое сегментирование рынка О том, какому спонсору нужна Ваша идея

Географическое сегментирование рынкаОдним из факторов, который будет учитывать каждый спонсор при приятии решения о спонсировании – является целевая аудитория, то есть люди, которым возможно будет нужен Ваш продукт. В предыдущей статье мы уже говорили о том, что целевые аудитории спонсора и Вашего продукта (спонсируемого объекта) должны пересекаться. Информацию об этих людях вы и должны донести до потенциального спонсора. Но прежде всего вы должны сами иметь ясное представление о целевой аудитории Вашего продукта.

Для этого Вам следует провести тщательное сегментирование рынка. Сегментировать – значит выделить группу потенциальных потребителей, имеющих сходные признаки. Часто дифференциация рынка проводится по четырем классифицирующим признакам: географический, социально-демографический, психографический и поведенческий.

Актуальность географического сегментирования состоит в том, что Ваша идея должна быть направлена на потребителей имеющих определенные исторические традиции, национальные и культурные особенности.  С точки зрения экономики география территории влияет на развитость производства и инфраструктуры, доходы населения. Давайте определим географию Вашего потенциального потребителя: где он живет, работает или отдыхает. Это может быть:

Географическое сегментирование рынка по административно-территориальному признаку

В России* объектами классификации административно-территориального деления являются: республика, край,  область, города федерального значения, автономные области и округа, районы, города, внутригородские районы и округа города, поселки городского типа, сельские поселения и населенные пункты.

Ваши потребители могут проживать на определенной территории, неограниченной географическим положением, а объединенная специальным статусом: юридическим, экономическим, экологическим и т.п. Например, Особая экономическая зона – ограниченная территория, имеющая особый юридический статус и льготные экономические условия для решения стратегических государственных задач. Это могут быть научно-технические, социальные, региональные, внешнеторговые или общеэкономические задачи. Как было сказано выше, территории также выделяются по экологическому состоянию: уникальные геологические памятники, уровень радиоактивного загрязнения, качество воздушной среды, состояние морей, омывающих берега, нефтегазовые и угольные бассейны и др.

Географическое сегментирование рынка по климатическим условиям территории

Определяющими факторами климата в России является размер и географическое положение, протяженность территории с запада на восток, севера на юг. Например, Европейская часть России, Дальний Восток, Западная и Восточная Сибирь, остова Северного ледовитого океана, Черноморское побережье Кавказа и др.

Географическое сегментирование рынка по размеру и плотности населения

В качестве дифференцирующего признака можно выбрать  размер населенных пунктов (деревня, село, поселок,  город, мегаполис и др.) и плотность населения. Численность и концентрация населения влияют на хозяйственно-экономическое развитие территории в целом и уровень потребления в частности.

Разберем пример.

23 мая 2012 года в Москве прошел III Ежегодный форум «Инвестиции в России». В мероприятии приняли участие представители финансовых организаций, государственных органов власти, заинтересованных в развитии инвестиционного климата в России. Одним из спонсоров Форума выступила Международная группа компаний UFS Investment Company, предоставляющая финансовые услуги на российском и международных рынках капитала. Как видно из примера, географическое размещение целевых аудиторий организаторов  и клиентов спонсора, совпадают.

При подготовке предложения спонсорам и описания своей целевой аудитории используйте один или более географических признаков, подчеркивающих сходность ваших сегментов рынка. Не обременяйте свое предложение перечислением всех географических признаков поклонников Вашей идеи. К масштабу сегментирования применяйте принцип: чем больше Вам нужно средств для финансирования, тем тщательнее географическое сегментирование.

Ясное представление о том, на какой географической территории проживает, работает или отдыхает Ваш потенциальный потребитель, в будущем Вам поможет сократить время и расходы на популяризацию Вашей идеи. Во-вторых, географическое сегментирование позволит Вам выделить круг потенциальных спонсоров, заинтересованных в развитии своего бизнеса (действующего или нового) на территории, где Ваша идея будет реализована в реальный продукт. Помните, что «своя рубашка ближе к телу».

Продолжение: как найти спонсора по социально-демографическим признакам ваших целевых аудиторий.

* Общероссийский классификатор Объектов административно-территориального деления ОК 019 95.

Преподаватель-эксперт в области прикладных социально-экономических программ Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Директор специальных и краудфандинговых проектов Российского агентства развития информационного общества. Руководитель нескольких интернет-проектов под брендом Эксперт BTL.
2 Комментарии
  1. Ответить Наталья 20.09.2014 в 16:58

    Наша общественная организация только в начале своего пути, набираемся опыта, пробуем силы, поэтому подписалась на ваши рассылки. Читаю их регулярно, все по елу, все применимо на практике, спасибо за то, что делитесь своим опытом
    .

    • Ответить Марина Белоусова, эксперт BTL 21.09.2014 в 01:13

      Наталья, спасибо за добрый отзыв. Буду улучшать и постараюсь писать больше. Обращайтесь за советом к коллегам “по цеху” на странице блога в Фэйсбуке. Мне жаль, что все ждут совет только от меня. Общались бы между собой, толку было бы больше. И я бы понимала, что людей волнует.

Оставить отзыв