Текст поста
Краудсорсинг решает такие проблемы как дефицит специалистов узкого профиля, экономию средств, популяризацию деятельности, изготовление и качество упаковки продукта, многие другие вопросы. Технологии краудсорсинга взаимно интересны как заказчикам, так и исполнителям. Применение краудсорсинга актуально не только для некоммерческих организаций (СО НКО), проблемы которых перечислены выше, но и для бизнеса. В настоящей статье вы найдете примеры, которые, надеюсь, вдохновят вас на использование методов краудсорсинга в своей организации.
Краудсорсинг — коллективный разум
Третьего сентября в Московской Торгово-промышленной палате состоялась научно-практическая конференция «Экономика некоммерческого сектора: ключевые проблемы развития в новых условиях». Для участников мероприятия и всех интересующихся публикую презентацию (слайды) с комментариями по материалам своего выступления.
Краудсорсинг — что это простыми словами
Заказчик передает задание неизвестной группе лиц «толпе» посредством интернета в виде открытого конкурса. Исполнителям «толпе» (crowd) предлагается не только выполнить задание, но и выбрать лучшие решения — проголосовать за то или иное решение. Таким образом у организатора краудсорсинговой кампании есть возможность протестировать / прогнозировать спрос на тот или иной продукт.
Краудсорсинг получил свое название в 2006 году. Термин состоит из трех слов: crowdsourcing: crowd-source-using, Дословный перевод: толпа — ресурсы — использование. Например, Google и Microsoft — различные системы распределённых вычислений, в которых компьютеры волонтёров используются, в основном, для расчёта различных научно-исследовательских моделей и анализа данных.
Краудсорсинг — история термина и технологии
Исторический предшественник краудсорсинга — аутсорсинг. Многие в нашей стране отдают на аутсорс бухгалтерский учет, юридические задачи — адвокатским конторам, продвижение в шоу-бизнесе — продюсерским центрам, развитие спортсменов — спонсоринговым агентствам, производство рекламы — рекламным фирмам. Надеюсь, что в скором времени появятся фандрайзинговые фирмы, которые помогут привлекать денежные средства на благотворительные и некоммерческие проекты.
Принципиальные отличия краудсорсинга от аутсорсинга:
- доступ к талантливым кадрам по всему миру без требований к национальной принадлежности и профессиональной квалификации;
- отсутствие оплаты или символическое вознаграждение;
- работу выполняют, как правило, специалисты любители;
- результаты труда принадлежат только заказчику-организатору краудсорсинговой кампании;
- привлечение внимание СМИ, государства и общества к своей деятельности за счет потенциально большого количества участников и резонансе в интернете.
Уместно будет вспомнить цитату:
Титаник построили профессионалы, а ковчег — любители.
Массачусетский технологический университет провел исследование на платформе InnoCentive — мировом лидере в области краудсорсинговых инноваций. Результатом стало открытие, что наиболее успешными авторами стали люди, имеющие меньший опыт в соответствующей заказу отрасли. Активным заказчиком на сайте является широко представленная в России компания Procter & Gamble. За небольшое вознаграждение от $10 тыс. до $100 тыс. организаторы приглашают экспертов решать задачи в области технологий, науки, бизнеса.
Мотивация участников краудсорсинга
О том, зачем это нужно заказчикам было сказано ранее. Но организация конкурса или опроса требует понимание мотивации исполнителей. Главное, что ими движет это желание увидеть реализованной свою идею или мнение. Кроме того, полученный опыт и, особенно, победа займут достойное место в портфолио участников. Многие в последствии получают должность и работу в организациях заказчиках. Об этом следует напомнить потенциальным исполнителям в описании заказа / конкурса / опроса и стимулировать их к участию.
К примеру компания по производству футболок из Чикаго Threadless запускают производство исключительно после проведения онлайн-конкурса на разработку дизайна. Победители еженедельного конкурса получают $2 тыс.
Определение термина crowdsourcing
Краудсорсинг — это мобилизация людских ресурсов с помощью информационных технологий для решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом.
Известные порталы «Я Гражданин» и «Добродел» правительства Москвы и Московской области собирают идеи населения, жалобы, проводят опросы и голосования. На мой взгляд, некоммерческие организации могут инициировать создание подобных порталов в своих регионов. В этом случае совместно с органами власти СО НКО начнут решать эффективнее социальные вопросы и проблемы, повышать гражданскую активность населения, популяризировать свою деятельность, привлекать грантовые средства на разработку и запуск сайтов. К этим работам также можно привлечь IT специалистов и контент-менеджеров через краудсорсинговые кампании.
Краудсорсинг в России
Эксперты квалифицируют более пятнадцати видов краудсорсинговых платформ и кампаний. Многие категории мною были объединены, так как их задачи в той или иной степени схожи. Приведу те, которые могут использовать наши организации.
Справочные ресурсы / Ресурсы контента / Совместное использование данных
К ним относятся: Википедия, Google Maps, Яндекс.Справочник, Филантроп, АСИ.
На слайде пример Народной карты Яндекс проект «Помойки в Москве. Где можно поесть». Добровольцы добавляют на карту адрес супермаркетов, где часто можно найти продукты, годные к употреблению, но срок годности которых истек. Фриганы популяризируют стиль жизни, отрицающий принципы потребительства и минимизацию потребления ресурсов.
Рекомендую всем добавить свои организации в справочные ресурсы. Наполнить их кратким, но содержательным контентом, режим и часы работы, время приема населения, фотографии и народную карту с адресом и маршрутом. Организуйте адептов оставить отзывы о своей организации. И уверяю вас, результат не заставит долго ждать. О вас будут знать и говорить!
Многие мои подписчики читают онлайн-журнал о благотворительности «Филантроп» (учредитель CAF Россия – Фонд поддержки и развития филантропии, филиал CAF. Но многие ли его используют для рекламы своих мероприятий и акций, повышения медиа-рейтинга, сбора пожертвований? Итак, прямо сегодня вам следует сделать следующее:
- Зарегистрироваться на портале (бесплатно).
- Опубликовать новость о благотворительном проекте, инициативе.
- Разместить форму обратной связи.
- Добавить кнопку «Сделать пожертвование».
- Опубликовать и ждать модерации.
На сайте Агентства социальной информации — российское информационное агентство можно также зарегистрироваться и прислать новость. Чем чаще будете отправлять информационные и экспертные статьи, тем больше вероятность в быстрой модерации и публикации. Напомню, что «АСИ» работает в Москве с 1994 года как автономная некоммерческая организация. Собирает и публикует информацию о гражданских инициативах, работе некоммерческих организаций, благотворительных фондов, инициативных групп, социальных предпринимателей, компаний в области социальной ответственности — является старейшим и крупнейшим средством массовой информации России в данной области.
Ценность последних двух ресурсов в том, что они являются средствами массовой информации. Они дают ссылку на ваш сайт (влияет на рейтинг веб-страницы). Их можно и нужно использовать для размещения в рубрике «О нас пишут».
Такие деньги, которые платят Procter & Gamble, Google и Microsoft фрилансерам, конечно, «не по плечу» нашим СО НКО. Но есть ресурсы, где можно приобрести услуги узких специалистов за вполне приемлемые деньги. Об этом читайте в следующей публикации Краудсорсинг — коллективный разум как инструмент развития некоммерческого сектора ч. 2
.