Текст поста
Многие из нас покупаются на магические слова "немедленный результат" и немногие знают, что такое отложенный эффект (эффект отложенного спроса). Это свойственно, обычным потребителям, рекламодателям и спонсорам. Потребительская наивность заслуживает отдельной статьи, а вот ожиданиям спонсоров уделим внимание.
Слушатели моих курсов и семинаров, читатели сайта часто мне задают вопросы об эффективности спонсорства. Сразу скажу, что официальной статистики на этот счет нет. На мой взгляд, эффект зависит, от многих факторов, в том числе от качества спонсорской рекламы, места ее размещения. Считаю, что целесообразно приготовиться к эффекту отложенного спроса. Это значит, что результаты спонсорства можно ожидать в будущем — спустя недели, месяцы, а то и годы. И вот первый пример из собственной практики.
Публикация не является рекламой.
В 2006 году спонсором Дня города в Дубне (Московская область), выступила компания "Окна Роста". Мне запомнился их аэростат в небе. В 2014 году мы делали ремонт в квартире родителей и меняли окна. В первую очередь я вспомнила про них. Обратилась не сразу - было мнение, что компания, которая занимается спонсорством, оказывает дорогие услуги. Начала изучать предложения всех местных фирм. В одной понравилось и качество, и обслуживание с претензией на сервис премиум-класса. Но уж очень дорого все это стоило. В другой - произошел анекдотичный случай. Продавец, он же владелец фирмы, предложил мне самостоятельно сделать замер окон. Имея опыт в пошиве одежды (по первому образованию я технолог швейного производства), представила как прошу клиента самостоятельно снять мерки с фигуры и понимаю, что профессионалы так не поступают. В третьем случае, за срочность заказа цена очень сильно увеличивалась. В четвертом - еще что-то не понравилась. В итоге, пошла в "Окна Роста". Менеджер сразу вызвал у меня доверие - никакого пафоса, чувствуется профессиональная компетентность, достойная культура обслуживания. Все устроило: и стоимость, и условия доставки - демонтажа - монтажа - гарантийного обслуживания.
Во время замера в квартире рассказала мастеру про предложение предыдущей фирмы сделать самостоятельный замер. В ответ услышала убедительные аргументы почему этого нельзя делать самому. Хоть и не в тему, но поделюсь и я с вами услышанным. Доборы в дверных проемах видели - в случае если устанавливается стандартная дверь, а дверной проем шире? Они мне всегда напоминают заплатки, но, в случае с окном, кроме зияющих заплаток сокращается объем поступающего с улицы света. В моем случае это было неприемлемо.
Итак, сделала заказ в "Окна Роста". Их предложение оказалось самым выгодным, качество отменное, сервис замечательный. Родители довольны до сих пор. Более того, в 2015 году во время ремонта в квартире дочери в Дмитрове (другой город Московской области) мы меняли остекление балкона. Я уже сознательно искала "Окна Роста" в этом городе и была также очарована, как и в предыдущем случае.
Обратите внимание, что с момента, как я увидела "Окна Роста" в качестве спонсора городского мероприятия до первой покупки прошло 8 (!) лет. В моем случае сработал неценовой фактор спроса - отложенный эффект, влияющий на потребительские ожидания (экономическая теория, закон спроса).
Приведу еще один пример: пост блогера-фотолюбителя Сергея Доля в своем ЖЖ " Отложенный эффект от спонсорства экспедиций". В 2010 году он принял участие в сплаве по реке Котуйкан, берущей начало в северо-восточной части Средне-Сибирского плоскогорья (территория Красноярского края и Якутии). На сайте организатора сплава туристической фирмы "Магия Тайги" нахожу фотоотчет с описанием этого уникального места: "Река Котуйкан за миллионы лет прорезала в древнейших, с точки зрения геологии (1,6–2 млрд. лет и 3 - 3,5 млрд. лет), горных породах свою долину и сотворила один из самых величественных пейзажей на Земле. Река обнажила геологические слои, по которым можно прочитать историю Земли и, как на машине времени, попасть на миллиарды лет назад, в прошлое". В 2014 году (спустя 4 года) автора отчета Михаил Сазонов пишет в своем ЖЖ: "... посещение сайта "Магия Тайги" резко увеличилось в четыре раза!"
Тот же пост Сергея от 26 мая 2014 года о спонсорстве экспедиций содержит еще одну интересную информацию - фрагмент письма менеджера мобильной сети Pond Mobile: "Могу тебя попросить поменять в своем посте про Pond Mobile (от 4 декабря 2012 года) один слайд, в котором говорится про цены? На новый ... Ты индексируешься очень хорошо. Люди звонят, а цены изменились. Они расстраиваются. :)". Эту сеть Сергей использует в своих поездках за границу и рекомендует путешественникам. Обращаю внимание, что со дня рекомендации до получения письма из Pond Mobile прошло более 2 лет.
В случае Сергея Доли присутствует не только отложенный эффект от спонсорства экспедиций, но и долговременный эффект интернет-маркетинга. Размещенные однажды фотографии в интернете, до сих пор приводят пользователей на сайт туристической компании. Пост про мобильную сеть на блоге популярного блоггера по прошествии многих лет приносит доход спонсору.
Хотите узнать о новых тенденциях в спонсорстве? Подписывайтесь на email - рассылку "Тредвотчинг в спонсорстве".
В подготовке публикации использованы материалы Сергея Доли и Михаила Сазонова (туристическая компания "Магия Тайги") http://sergeydolya.livejournal.com/782822.html