Текст поста
Во время консультирования и преподавания мы нередко сталкиваемся с ситуацией, что клиенты и слушатели не совсем правильно понимают термин «фандрайзинг». Проверьте, пожалуйста: мы говорим с вами об одном и том же? Кто занимается фандрайзингом, кроме НКО?
Оперативный или проектный фандрайзинг – куда направить усилия
Первое с чего бы я хотела начать это перевод. Потому что у термина несколько определений, с точки зрения экономики, менеджмента, маркетинга, социологии, психологии и других, как фундаментальных, так и прикладных наук. А дословный перевод позволяет понять сущность этого явления. Итак, фандрайзинг состоит из двух слов. Первую часть можно перевести как: фонд, поднимать, повышать, вторую – как финансирование.
Что такое фандрайзинг
Современное определение термина указывает на три признака фандрайзинга:
- привлечение дополнительного финансирования,
- на цели, не связанные с извлечением прибыли,
- которые организация не может заработать сама.
Кому нужен фандрайзинг
Всем, кому нужно дополнительное финансирование. Подчеркиваю: дополнительное. Это значит, что у вас есть другой – основной источник финансовых ресурсов, например, средства учредителей. Чаще всего с термином «фандрайзинг» связывают деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций. Но дополнительное финансирование нужно и бюджетным организациям, и общественным деятелям, и другим некоммерческим проектам в области культуры, непрофессионального спорта, образования, благоустройства, экологии. И многих других общественно полезных некоммерческих видов деятельности.
Оперативный или проектный фандрайзинг
В первом случае собираемые средства направляются на осуществление текущей деятельности организации, во втором – для реализации конкретного проекта. Напомню признаки проекта: ограниченный срок реализации, от нескольких месяцев до нескольких лет. Максимум – 5 лет. Проект направлен на решение узкой задачи, имеет ограниченные ресурсы.
Проще всего найти деньги для реализации проекта, чем деятельности организации в целом. Доноры хотят видеть конечный результат в обозримом будущем. Создавайте проекты!
Универсальные требования к проектам
Приведу в пример, условия участия в Программе поддержки проектов социального предпринимательства «Технологии возможностей».
- Проблематика (Опишите какую проблему решает Ваш проект? По возможности включите статистические, аналитические данные):
- специфичная (цель должна соответствовать сфере реализации проекта);
- конкретная (не допускать нечетких или двусмысленных формулировок);
- измеримая (т.е. результаты достижения цели можно проверить);
- достижимая (т.е. цели можно достигнуть за срок реализации проекта).
Социальная цель должна быть:
- Задачи должны представлять собой список конкретных шагов, совокупность которых и позволяет достигнуть цель.
- Товары/продукты/услуги.
- Описание товаров (продуктов) или услуг, подробно.
- Спрос (целевая группа клиентов) (Кто является основным покупателем? Кто еще может стать потенциальным покупателем?).
- Анализ рынка (Мировые и отечественные конкуренты и аналоги, укажите смежные товары/услуги).
- Текущая стадия проекта.
- План финансирования (Укажите общую стоимость проекта, необходимое финансирование, в том числе возможные источники и виды финансирования).
- Самоокупаемость проекта (Опишите, каким образом Ваш бизнес-проект выйдет на самоокупаемый уровень и при каких ключевых условиях).
- Сведения о команде проекта (для всех участников).
- Наличие научного руководителя.
- Дополнительные материалы.
- Укажите все материалы и документы, которые вы направляете вместе с заявкой. Вы можете направить бизнес-план, презентацию, резюме проекта и участников, раздаточный и иллюстративный материал, статьи, фотографии, видеоролики и пр. Требования по формату файлов: DOC, RTF, TXT, PDF, XLS, PPT – для документов, JPG, PNG – для графики, видеоролики необходимо загрузить на публичный видеохостинг, либо предоставить ссылку на интернет-страницу, где видеоролик размещен на постоянной основе. В почтовой переписке общий размер пересылаемых вами материалов не должен превышать 6 МБ, в противном случае используйте публичные или частные сервисы для обмена файлами.
Читайте далее: сколько получает фандрайзер в России за свою работу или смотрите вебинар для слушателей астраханского учебного центра Garing Фандрайзинг: «Технологии. Возможности. Эффекты»