Текст поста

Спонсорство в культуре – необходимое условие сохранения и распространения духовных ценностей, национальных традиций, родного языка, развития общества. В День работника культуры России вспомним имена первых спонсоров культурных проектов. Что следует позаимствовать современным спонсорам у меценатов, что могут предложить работники культуры спонсорам.
Спонсорство в культуре – Истоки в России
Одной из начальных форм спонсорства в России, было меценатство. Под покровительством влиятельных лиц и предпринимателей писались художественные и музыкальные произведения, создавались спектакли, проводились выставки и гастроли. спонсорство в культуре
Наверное, самым известным в российской истории меценатом является Павел Михайлович Третьяков. Его коллекция русского искусства началась с приобретения в 1856 году картины Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и Николая Шильдера «Искушение». В 1874 году для коллекции было построено здание. В последствии галерея была передана в собственность в Московскую городскую Думу.
Савва Иванович Мамонтов – русский предприниматель и строитель железных дорог поддерживал различные виды творчества. Можно считать, что спонсорство в культуре он начал развивать очень успешно. В 1885 году на сцене театра Солодовникова он организовал частную оперную труппу. В его усадьбе подолгу жили и работали Иван Репин, Михаил Врубель, Константин Коровин. Существенная материальная поддержка оказывалась и музыкантам. В 1870-1890 гг. имение Абрамцево стало центром художественной жизни России.
В начале XX столетия, благодаря триумфальным «Русским сезонам» в Европе установилась мода на все русское, у русского искусства появились иностранные покровители. Этому предшествовало неприятнейшее событие. Организатору проекта – театральному деятелю и искусствоведу Сергею Павловичу Дягилеву правительство отказало в поддержке в 1909 году в разгар подготовки антрепризы. Проект был лишен субсидии в 25 тысяч рублей, репетиционной базы в Эрмитаже, костюмов и декораций Мариинского театра. Собрать необходимые для организации средства помогли Сергею Павловичу – князь Аргутинский-Долгоруков, графиня Гриффюль и покровительница поэтов Мизия Сюрт. Коко Шанель также не осталась безучастной к творческим планам Дягилева. На восстановление балета «Весны Священной», композитора Игоря Стравинского, она выделила 300 тысяч франков.
Спустя столетие, в результате развития рыночной экономики, появления высокой конкуренции, покровители культуры и искусства из бескорыстных меценатов преобразились в спонсоров. Современные доноры пользуются всеми доступными средствами, в целях рекламы своей деятельности. Это приводит к изменению смысла спонсорства в культуре. Как говорится в пословице: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Но такой подход противоестественен природе искусства. Творческий продукт создается вне зависимости от спроса на него со стороны потребителя, и уж тем более не зависит от наличия финансирования. Спонсорство в культуре - теперь перед спонсором стоит сложная задача, сохранить дистанцию и отстраниться от вмешательства в процесс создания творческого продукта.
Вместе с тем, работники культуры могут вместе со спонсором покупать готовые фирмы с лицензией минкультуры и тиражировать культурные ценности, создавать культурные события для массового участия творческих лиц и массового зрителя. Такие мероприятия должны стать донаторами редких видов искусства и их творцов.
Если ваша деятельность связана с организацией культурной деятельности лиц с ограниченными возможностями, читайте наши рекомендации, разработанные для Посольского дома-интерната инвалидов и престарелых. Подпишитесь на новости блога и в скором времени, вы узнаете, что предлагают спонсорам «Виртуозы Москвы» и Всероссийский фестиваль анимационного искусства. культуре